Круглый стол посвященный ко дню 175 –летия Абая Кунанбаева
На цель мероприятия: расширить знания обучающихся о жизни и творчестве Абая Кунанбаева.
Задачи: способствовать расширению и углублению знаний обучающихся о
жизни и творчестве Абая; показать значение произведений Абая для
подрастающего поколения; развивать умения обучающихся анализировать
полученную информацию, развитие устной речи, навыков публичного
выступления, умения обобщать и делать выводы; вызвать уважение и
интерес к произведениям Абая, гордость к тому, что этот великий человек -
наш соотечественник, познакомить с его трудами, в которых поэт призывает
к справедливости, честности, порядочности; раскрывая идеи поэта,
просветителя.
Учитель: Добрый день, уважаемые педагоги и ребята!
Сегодня мы собрались в рамках круглого стола, который посвящен великому
сыну казахской Степи – Абаю Кунанбаеву.
О необходимости исследования произведений Абая с точки зрения их
воспитательного значения впервые заговорил Мухтар Ауэзов: «Возьмем
назидания Абая о человечности, - писал он - среди них есть немало таких,
которые с большим успехом послужат и для нашей действительности». Что
сегодня привлекает в Абае? Прежде всего, удивительная цельность взгляда
на мир. Идеалы, к которым стремился Абай, не ограничиваются лишь
национальными рамками, они обрели общечеловеческое звучание.
Подлинный гуманизм, пристальное внимание к заботам и нуждам человека,
«чуткого сердцем и душой», беспощадная правдивость в изображении жизни,
открытый взгляд на мир, духовный максимализм, выразившийся в остром
неприятии равнодушия, душевной лени, алчности, интриганства,
бездумности и безалаберности, косности и невежества, - все это грани
таланта нашего великого наставника.
Просмотр видео «Отпраздновать 175-летие Абая на государственном
уровне» - 2 мин.
Обсуждение видео – 3 мин.
Учитель: Вопрос 1. Итак, давайте разберём первый вопрос нашего круглого
стола: «Жизненный путь Абая Кунанбаева».
Слово для того, чтобы осветить данный вопрос, передаю ученице 9 класса
Алясхаровой А.
Учитель: Назовите, пожалуйста, основные моменты из детства, юности
Абая.
Учитель: Вопрос 2. Каким образом Абай способствовал распространению
русской и европейской культуры среди казахов нам разъяснит ученица 7
класса Кажигапар Д. .
Учитель: Почему Абая называют популяризатором западной культуры?
Учитель: Что это? Абая ли это портрет?
Могущества слава и песни расцвет!
Умом и отвагою равно велик,
Какой же с Абаем сравнится поэт?
Величье акына он гордо вознес,
Грядущего славным примером возрос.
Аргын и найман удивились ему,
Словам, уподобленным яркости звезд.
Течением мысли, как море, глубок...
А сердце мне шепчет: «Он был одинок...»
Без радости, но с душой непреклонной,
С досадою гений из мира ушел.
ЖАМБЫЛ
Учитель: Вопрос 3. Третий вопрос нашего разговора звучит так: «Абай как
композитор. Песни Абая».
Слово передаю ученице 8 класса Болатову Т .
Учитель: Сейчас я предлагаю прослушать аудиозапись «Слово 1» (3 мин).
Ребята, если кого-то из вас заинтересовал философский смысл слов-
назиданий Абая, они размещены в открытом доступе в интернет-сети, в
школьной библиотеке имеется книга.
Учитель: Почему творчество Абая является бесценным наследием
казахского народа, частью мировой сокровищницы духовной культуры?
Учитель: Подведем итоги нашего круглого стола.
Духовное наследие поэта – философа поистине богатейшая энциклопедия. И
чем дальше уходит то время, в котором жил Абай, тем сильнее чувствуешь
его присутствие. Он призывал народ овладевать знаниями и перенимать
культуру передовых народов, указывал на необходимость развития интереса
и стремления детей к науке. «Если страстно полюбишь науку и само знание
будешь считать достоянием, то оно даст тебе высшее блаженство. Тогда ты
закрепишь в памяти то, что знаешь и будешь страстно стремиться познать то,
чего ещё не знаешь».
Абай Кунанбаев – писатель – философ, просветитель, переводчик,
мыслитель.
Учитель: Работа нашего круглого стола подошла к концу. Спасибо всем за
участие! До свидания!