АНКЕТА
жизненного и профессионального самоопределения учащихся
девятых классов средней школы
Уважаемый девятиклассник!
В конце этого учебного года вам предстоит сделать важный выбор траектории своего дальнейшего образования: либо продолжить его в учебном заведении профессионального образования, либо в старшей школе. Во всех случаях этот выбор связан с выбором своей будущей профессии, с вашим жизненным и профессиональным самоопределением – другими словами, есть необходимость задуматься над довольно большим рядом непростых вопросов.
Просим вас ответить на вопросы анкеты. При ответе на вопросы отметьте выбранный вами ответ или запишите его в отведенном для этого месте,
1. Ваши будущие профессиональные образование и деятельность будут постоянно связаны с освоением различных областей знания. Выберите такие области из нижеперечисленных и укажите, насколько они вам нравятся.
№ п/п |
Области знаний |
Очень |
Нравится |
Нравится |
Не |
1 |
Математика |
|
|
|
|
2 |
Русский язык |
|
|
|
|
3 |
Литература |
|
|
|
|
4 |
История |
|
|
|
|
5 |
Обществознание |
|
|
|
|
6 |
География |
|
|
|
|
7 |
Биология |
|
|
|
|
8 |
Физика |
|
|
|
|
9 |
Химия |
|
|
|
|
10 |
Технология |
|
|
|
|
11 |
Иностранные языки |
|
|
|
|
12 |
Информатика, программирование |
|
|
|
|
2. Чем вы собираетесь заниматься после окончания школы?
1 – продолжить обучение в вузе;
2 – продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище;
3 – работать;
4 – пока не знаю.
3. Как вы собираетесь продолжить свое образование после окончания IX класса?
1 – продолжить обучение в школе;
2 – продолжить обучение в профильных X–XI классах;
3 – учиться экстерном;
4 – учиться в вечерней школе;
5 – продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище;
6 – работать, на работе овладеть профессией;
7 – пока не знаю.
4. С какой сферой деятельности вы связываете свою будущую профессию?
№ п/п |
Сферы деятельности |
Да |
Нет |
1 |
Техника, производство, материальные технологии |
|
|
2 |
Информационные техника и технологии |
|
|
3 |
Медицина |
|
|
4 |
Строительство |
|
|
5 |
Транспорт |
|
|
6 |
Торговля |
|
|
7 |
Сервис, обслуживание населения, услуги |
|
|
8 |
Педагогика |
|
|
9 |
Экономика, организация и управление |
|
|
10 |
Армия, милиция |
|
|
11 |
Право, юриспруденция |
|
|
12 |
Психология |
|
|
13 |
Искусство |
|
|
14 |
Фундаментальная наука |
|
|
15 |
Литература, история |
|
|
16 |
Другое |
|
|
17 |
Пока не знаю |
|
|
5. Какое образование имеют ваши родители?
№ п/п |
Образование |
Мать |
Отец |
1 |
Неполное среднее |
|
|
2 |
Среднее |
|
|
3 |
Начальное профессиональное (например, профессионально-техническое училище) |
|
|
4 |
Среднее профессиональное (например, техникум, колледж) |
|
|
5 |
Высшее |
|
|
6 |
Не знаю |
|
|
6. Какие профессии имеют ваши родители?
№ п/п |
Профессии |
Мать |
Отец |
1 |
Рабочие массовых профессий |
|
|
2 |
Рабочие высокой квалификации |
|
|
3 |
Служащие |
|
|
4 |
Медицинские работники |
|
|
5 |
Педагоги, учителя, преподаватели |
|
|
6 |
Научные работники |
|
|
7 |
Торговые работники |
|
|
8 |
Военнослужащие, милицейские работники |
|
|
9 |
Экономисты, бухгалтеры |
|
|
10 |
Работники сферы услуг, сервиса, обслуживания |
|
|
11 |
Работники искусств |
|
|
12 |
Управляющие, менеджеры |
|
|
13 |
Юристы |
|
|
14 |
Другое |
|
|
15 |
Не знаю |
|
|
7. Какой профиль из предложенных Вы бы выбрали в X–XI классов? (В таблице перечисляются профили, по которым ведется обучение в школе или сети школ, а также другие, рекомендованные к организации в общеобразовательных учреждениях.)
№ п/п |
Профили обучения |
Да |
Нет |
1 |
Физико-математический |
|
|
2 |
Социально-экономический |
|
|
3 |
Химико-биологический |
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
8. Какие предложения вы считаете необходимо осуществить в X – XI классах для вашего успешного профессионального самоопределения?
№ п/п |
Предложения |
Да |
Нет |
1 |
Увеличить объем информации о мире труда и профессий, соответствующих им путей продолжения образования |
|
|
2 |
Ввести в школах преподавание профориентационных курсов |
|
|
3 |
Увеличить возможности диагностирования и самодиагностирования профессионально важных качеств |
|
|
4 |
Увеличить объем сведений об особенностях обучения в различных учебных заведениях |
|
|
5 |
Чаще проводить экскурсии на различные предприятия |
|
|
6 |
Организовать технологические и предпрофессиональные практики |
|
|
7 |
В профильных классах больше внимания уделять вопросам выбора будущей профессии |
|
|
8 |
Предоставить возможность выполнения проб выбора профиля обучения |
|
|
9 |
Приблизить содержание образования к практической деятельности людей |
|
|
10 |
Учитывать устремления и склонности учащегося в уровне преподавания школьных предметов |
|
|
11 |
Организовать психолого-педагогическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения |
|
|
12 |
Ничего менять не надо |
|
|
13 |
Сформулируйте своё предложение
|
|
|
Спасибо, что вы ответили на наши вопросы! И, наверное, с пользой для себя.
Итоговую оценку и самооценку готовности учащегося к ситуации выбора профиля и направления продолжения образования можно провести с использованием трех основных критериев, с которыми учащийся также знакомится в заключительном разделе учебного пособия.
Мотивационно-потребностный критерий: наличие мотивов выбора; положительное отношение к ситуации выбора профессии; активная позиция учащегося в осуществлении процесса самостоятельного принятия решения о выборе профиля; наличие запасных вариантов выбора.
Когнитивный критерий: информированность учащегося обо всем спектре факторов, влияющих на его выбор; наличие интересов к конкретной учебной деятельности, знание своих способностей, качеств и склонностей; умение работать с источниками информации; информированность о требованиях, предъявляемых местом продолжения образования.
Деятельностно-практический критерий: умение ставить цель и составлять программу действий ее достижений; анализировать имеющиеся варианты с учетом тех ограничений, которые встретятся на пути к успеху; «взвешивать» аргументы «за» и «против» конкретных вариантов выбора; конструировать собственные версии продолжения образования.
ведущие
профессиональные типы личности:
А - Артистический
Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией и обостренным восприятием. Любят и умеют общаться.
Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.
И - Интеллектуальный
Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы.
Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.
Люди этого типа предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, физик, философ, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Общение не является ведущим видом деятельности.
Р - Реалистический, или практический
Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы в основном на практический труд, быстрый результат деятельности. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее.
Чаще люди этого типа выбирают профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и другие профессии, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре деятельности.
П - Предпринимательский
Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями.
Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей. Профессии: предприниматель, менеджер, продюсер и другие, связанные с руководством, управлением и влиянием на разных людей в разных ситуациях.
К - Конвенциальный
Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, энергичны, ориентированы на социальные нормы.
Предпочитают четко определенную деятельность, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков, такие как: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные на обработку информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.
Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип личности. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но зато прекрасно развиты исполнительские качества.
С - Социальный
Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны к сопереживанию, умению понять эмоциональное состояние другого человека.
Обладают хорошими вербальными (словесными) способностями, с удовольствием общаются с людьми. Математические способности развиты слабее.
Люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.