«Дом, в котором мы живем»
/Экологическая викторина для младших школьников/
Природа – это источник экологического благополучия. Изучение мира природы – одна из составляющих деятельности человека. Формирование понятия сложности взаимоотношений природы и человеческого общества у ребенка должно идти с детства, чтобы в будущем он мог грамотно строить свою деятельность по отношению к ней.
Процесс изучения природных объектов и наблюдений за природными явлениями, знакомство с законами, закономерностями и значением природы в жизни человека дает возможность осознания ребенком того, что природа – это основа жизни на Земле и человек является её неотъемлемой частью, что разумное поведение человека по отношению к природе определяет экологическое благополучие окружающей среды.
Процесс осмысления целесообразности норм и правил поведения в природе, познания нравственных ценностей способствует приобретению детьми определенного опыта и формированию активной гражданской позиции в решении вопросов сохранения окружающей среды.
Цель: ответственно относиться к природе.
Задачи: Знакомство с экологией как наукой, изучающей взаимодействие живых организмов с окружающей неживой природой;
Расширение знаний о растительном и животном мире, взаимосвязях, существующих в природе, и необходимости
Сохранения окружающей среды;
Развитие интереса к познавательной деятельности в мире природы;
Формирование понимания эстетической и нравственной ценности окружающего мира природы
Ресурсы: Компьютер, мультимедийный проектор, флипчарт, наклейки, мозайки.
Ребята, кто знает, что такое экология? Анализирую ответы детей.
Просмотр видеоролика. https://yadi.sk/i/TyEpqUlCNd_BBA
Экология – это наука, которая изучает наш общий дом – планету Земля, где есть растения, мхи, лишайники, грибы, где живет много людей, а также обитают звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные,
Сегодня мы постараемся понять, что же такое экология, почему так важно знать окружающий нас мир природы и охранять его.
– Что является домом для всех, кто живет на планете Земля? Кто жители этого дома? Какие условия необходимы для жизни в доме?
Природа – это наш общий Дом.
В этом Доме есть воздух, чтобы дышать, есть солнце, дающее свет и тепло, есть вода. Это те условия, которые так необходимы всем живым организмам.
Так вот представим, что Природа – это многоэтажный дом.
Деление на 2 команды методом жеребьевки «Птицы» и «Хищники». За каждый правильный ответ - 2 балла
Давайте поселим в наш дом жителей. Перед вами карточки-наклейки с животными, птицами и растениями.
– А кто будет первым жителем дома?
Интеллектуальная викторина
Вопросы:
РАСТЕНИЯ
1. Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (Ель, сосна).
2. Какую роль играет ива для берега реки? (Своими корнями ива укрепляет берег).
3. Название какого растения леса связано с названием птицы? зверя? (Вороний глаз, волчье лыко).
4. Какой цветок без листьев цветет? (Мать и мачеха).
5. Какая трава самая высокая в мире? (Банан-до 15 метров).
6. Какое лекарственное растение используется для лечения ссадин и ран? (Подорожник).
Ведь именно растения являются пищей для большинства животных.
Первый этаж заняли растения.
Кого мы заселим во втором этаже?
ЖИВОТНЫЕ
1. Какие животные летают? (Белки-летяги и летучие мыши).
2. Какой зверь самый быстрый? (Гепард).
3.О ком загадка?
Скачет зверушка, не рот, а ловушка.
Попадают в ловушку и комар и мушка. (Лягушка).
4. Изображение какой змеи встречалось в головном уборе фараонов в Египте? (Кобры).
5. Кто самый крупный из млекопитающих? (Синий кит 150 т, 30 м).
6. Какой наземный хищник в наших лесах самый крупный? (Бурый медведь, вес 750 кг).
ПТИЦЫ
3. У какой птицы поют и самцы и самки? (У снегиря).
4. Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж).
5. Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус).
6. Какая птица хвойных лесов самая маленькая? (Королек).
На третьем этаже оказались птицы.
Птицы приносят большую пользу. Они уничтожают вредных насекомых, сохраняя культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Они способствуют распространению плодов и семян.
Игра «Птичья мозайка»
Музыкальная физминутка
«Зверобика»
Дом мы заселили.
Что мы еще забыли наклеить?
-Конечно, воздух, воду, солнце, которое дает тепло и свет. Это то, что необходимо жителям нашего теремка.
Наш дом понравился человеку, он тоже решил поселиться в нем, но все устроил по-своему: построил дорогу к теремку, чтобы быстрее было добираться на машине, провел в дом отопление, недалеко построил завод.
В результате неразумной деятельности человека сократилась территория проживания в доме, нарушились природные взаимосвязи, которые сложились у его жителей. А загрязнение воздуха и воды привело к гибели многих из них. Сократилось число видов трав, которые были кормом для обитателей теремка.
Просмотр экологического мультфильма «Мальчик и земля»
Что может каждый из нас сделать для сохранения нашего общего дома – Природы?
Анализ ответов учащихся
-Чем мы можем помочь природе?
Если будет соблюдать правила ответственного поведения в природе:
Не мусорить, находясь на природе,
Не поджигать траву, – Не разорять птичьих гнезд,
Не ловить бабочек ради забавы.
Итог урока. Экологический – ай стоппер
Педагог благодарит детей, предлагает им стать активными защитниками природы – нарисовать знаки для, которые помогут человеку охранять окружающий мир, заботиться о природе, и разместить их на страницах своих социальных сетей.
Рефлексия «Экологический микрофон»